Безладовые басы обладают особенным звуком, потому что из-за отсутствия
ладов струну приходится прижимать прямо к дереву накладки. Струна, касаясь
грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание контрабаса.
Безладовый бас позволяет гитаристу использовать такие музыкальные приемы,
как глиссандо, вибрато, а также игру с четверть-тональными интервалами.
Некоторые бас-гитаристы используют на своих выступлениях как ладовый так и
безладовый басы в соответствие с композициями, которые они исполняют.
Несмотря на то, что безладовый бас часто используется в джазе и его
разновидностях, на нем также играют и музыканты других направлений, например,
бассист металлист Стив ДиДжорджио.
Первый безладовый бас был сделан в 1961 году Биллом Вайманом, который
удалил с дешевого ладового баса лады. Впервые безладовый бас был поставлен на
производство в 1966 году, и это был Ampeg AUB-1. А Фендер начал производство
безладовых басов только в 1970 году. В ранних 1970х, бас гитарист Джако
Пасториус создал собственный безладовый бас, удалив лады у Фендера джаз баса,
заполнив щели замазкой из дерева и покрыв гриф эпоксидной смолой.
Струны с плоской обмоткой(которые используются для контрабасов) иногда
используются для безладового баса, так как струны с плоской обмоткой меньше
портят накладку грифа. У некоторых бас гитар накладка покрыта эпоксидной
смолой, что делает накладку более долговечной, увеличивает сустейн и дает
более яркое звучание. У некоторых безладовых басов есть линии-ориентиры,
отмечающие лады, в то время как у других есть только отметки сбоку грифа.
Хотя в основном басы четырёхструнные, также бывают пяти и шестиструнные
басы. Безладовые басы с более чем шестью струнами тоже существуют, но обычно
они делаются на заказ.
|