Есть какой-то шкурный интерес холостого в понимании супружества, его
действительности, его сущности. Кажется, что это понимание даст в тебе
руки дополнительные козыри и поможет не ошибиться, обезопасить себя
хоть отчасти при рискованном вхождении в состояние, которое называется
многозначительным словом «брак». Может и не даст наша попытка ничего,
может и не позволит, не обезопасит… Но попробовать разобраться, не
претендуя на сверхъестественное постижение стоит. И в этом нам поможет
Библия.
Человек: дух, душа и тело {1}. И некуда деваться, весь жизненный
круг человека выстраивается вокруг этой троичности человеческого
естества. Религия, психология, физиология – то, что имеет
первостепенную важность в супружестве. Осмысливая в обратном порядке:
во-первых, это плоть, секс, «само по себе дело унылое, если бы не поэты
с их романтическими виршами». Как удачно пошутил когда-то С. Аверинцев,
хорошо, что поэты не рекламируют ад. Когда плоть выступает в отрыве от
души и духа, что мы имеем? Современника нашего, по книжкам изучающего
«технологию любви». Ну и, конечно же, в этот пункт мы вписываем
экономику семьи, т.е. совместное ведение хозяйства. Скучно, господа!
Слава
Богу, что большинство из нас на этом не останавливается. И вторым
пунктом мы рассматриваем душу. Под этим словом мы понимаем различные
спонтанные эмоциональные движения, иногда переменчивые и
противоречивые, иногда взаимоисключающие. И если мы сосредоточимся на
этом пункте в отрыве от остальных – беда! Экзальтированность быстро
утомляет, кроме того, пошлость. Платонические любови бессмысленно и
беспощадно выхолащивают душу, а бесконечный флирт развращает, умножает
циников и сложно сказать, что хуже. Но если с телесным и духовным
сочетается душевное, – жизнь расцвечивается, в музыку отношений
вплетается неожиданный «соль диез», а некоторым из нас даже хочется
летать…
В третьих, у человека есть дух. Специалисты в области
медицинского евангелизма говорят, что этот дух удачно скрывается где-то
в лобных долях головного мозга. Но проявляет себя совершенно
определенно: духом мы молимся, им же одариваем Любовью, да и «Благодать
Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь» {2}. Случается, дух
становится настолько главным в человеке, что это сказывается на
здоровье, преимущественно тех, кто рядом с охваченным «духовным
приступом» оказался. Нервные клетки в нас присутствуют в ограниченном
количестве…. Печально и строго взирая на тленность мира из норки своей
духовной, человек наставляет в вечных истинах проходящих мимо, но на
простой вопрос: «Кто же я…?» от него ответа не дождешься. Зато он охоч
весьма загонять из-под палки свою семью, детей в религию, церковь...
Слава Богу, гораздо больше вокруг нас других людей, живых и телом, и
душой, и духом. Таких, как библейский Давид, – «Сердце чистое сотвори
во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» {3}, и сын его Соломон,
– «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит
кости» {4}. Но где подлинный образ сущности семьи, спросите вы и будете правы.
Сколько
бы мы не рассуждали и не цитировали текстов библейских, все равно
останется какая-то подвешенность, неразрешенность вопроса. Впрочем, в
Библии есть слова, смысл которых приходит не сразу, даже обескураживает
вначале. А потом восторг является, и наполняешься радостью: наконец-то!
Нашел. Что за слова такие?
«Будут одна плоть» {5}. Тот же
Аверинцев говорил: «неожиданная точность этих слов стала мне
окончательно ясна, кажется, только после моей серебряной свадьбы».
Семья – не казенная «ячейка общества» или романтический «союз сердец».
Цельная плоть. Опять плоть, тело… Но не все здесь просто. Речь не идет
о физиологии отношений как таковой, ведь в таком случае фактическое
исполнение статуса супруга существовало бы лишь в те минуты, часы,
когда «разделено супружеское ложе».
Стать одной плотью
непросто, потому, что должен прилепиться один человек к другому,
совершенно непохожему на него, абсолютно другому! Не мужчина к мужчине,
не отец к дочери, - совсем чужой, из другой семьи, иного мира, культуры
семейных отношений, да еще и пола входит в твою жизнь, да еще и
надолго, навсегда. И с ним нужно стать единой плотью. Создать семью.
А
с детьми наоборот: сегодня он родной, твоя кровинушка, то же, что и ты…
Вырос. Взрослый. Личность. Рвет пуповину, рвется на волю и при этом
требует: признавайте меня таким вот, другим, признавайте во мне
другого.
Отцы и дети, конфликт поколений. И живет человек,
и старается сохранить равновесие, других, чужих принимая в свою жизнь и
своих, родных признавая как других, не как он… и это трудное дело:
сохранить семью. Сложность еще и в том, что этот другой, далекий –
еще и Ближний твой. Ты принимаешь его не потому, что наполнен чувствами
позитивными, или потому что гуманист, но так как понимаешь – на пути к
Богу вы вместе. «Двадцать пятая глава Евангелия от Матфея учит нас
искать Бога прежде всего — в Ближнем: абсолютную инаковость Бога, …
«совершенно иное», — в относительной инаковости Другого,
взыскательность Бога, — во взыскательности Ближнего. «Так как вы не
сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Что не сделано
для Другого во времени, не сделано для Бога в вечности. Поэтому
заповедь о любви к Ближнему «подобна» заповеди о любви к Богу» (6}. Вот почему, думается мне, единственный опыт полноценного Богопознания в условиях греха – семья. Когда «двое одна плоть». Таинство.
---------------------------------------------------------------- 1.
1Фесс.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и
душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие
Господа нашего Иисуса Христа. 2. Флм.1:25 3. Пс.50:12 4. Прит.17:22 5. Быт. 2:24 6. Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи. Лекция С. С. Аверинцева, 20 июля 1996 года, Москва. ----------------------------------------------------------------
Руслан Гунько
Источник: http://proboga.com/content/view/292/36/ |