
В феврале
2004-го я написал курсовой проект телевизионного шоу. Назвал его
"Телеапелляция". Суть такая: приходит обвиняемый человек в студию.
Ведущий, он же судья, выслушивает его. Далее по очереди появляются свидетели.
Потом присяжные задают вопросы. Ну, и в итоге, конечно, оглашается приговор.
Одним словом — немного адаптированный судебный процесс в формате телевизионного
шоу. Представил этот проект куратору курса, защитил. После этого распечатку
выкинул и забыл. Но файл на компьютере, естественно, остался. Он же там никому
не мешает, пусть, думаю, хранится.
А через
два-три года украинское и российское телепространство буквально наводнили
ток-шоу в формате судебных заседаний — "Час суда", "Судебные
дела", "Судебные страсти" и тому подобные. Ищу я свой файлик,
открываю, читаю… И констатирую парадоксальное сходство с тем, что я вижу везде
на экранах. Только не подумайте, что я кого-то подозреваю в том, что мою
авторскую идею кто-то как-то передал на телеканалы, а те ее быстренько и без
моего ведома реализовали. Не думаю!
Суть в другом!
В том, что если хорошую идею не реализуешь ты, это сделает кто-то другой.
Известная истина — такого не бывает, чтобы замечательная творческая мысль
появилась только у одного человека. Почти всегда что-то подобное рождается в
голове у разных людей в разных уголках земли. Но выигрывает тот, кто умеет
быстро и настойчиво воплощать в жизнь придуманное.
Вы не
поверите, но мои бабушки и дедушки в молодости не питались в МакДональдз. И не
потому, что домашняя котлета вкуснее, а потому что этой сети общепита 60 лет
назад не существовало. Да что там 60 лет назад… Вон в январе 2005-го и в помине
не было сервиса YouTube. А уже в августе 2006-го всемогущий Google
"вырвал" его у создателей за полтора миллиарда долларов, руководствуясь
принципом если нельзя победить, значит, нужно купить. Сегодня на YouTube
зарегистрировано под 40 миллионов пользователей. А интернет-пространства этот
сайтик уже занимает столько, сколько вся всемирная паутина в 2000-ом году. Ну
и, напоследок, скажу совсем парадоксальную вещь: еще пару лет назад вообще
никто не висел в "Одноклассниках" и "В Контакте". А сегодня
там в общей сложности под 40 миллионов юзеров.
Когда-то
телевидение жило без "Поля чудес", "Танцев со звездами",
"Последнего героя", мультика "Суперкнига" и без Кати
Пушкаревой. Не было "Зеркала недели", "Корреспондента" и
"2000". А сегодня эти проекты считаются знаковыми и хрестоматийными.
Точно так не существовало христианских телеканалов CNL, ТБН, портала InVictory,
РИСУ и Ассоциации "Новомедиа"… Список можно продолжить до
бесконечности.
Известный
украинский исследователь психологии творчества Владимир Роменец детально
анализирует такое понятие, как мыслительный эксперимент. Точно так, как ученые
в области физики, химии и механики проводят эксперименты с элементами и
приборами, люди гуманитарных профессий должны находиться в постоянном
мыслительном эксперименте. Цели две: 1) развивать свои интеллектуальные и
творческие способности; 2) генерировать и старательно реализовывать новые
смыслы, проекты, идеи, в том числе — в сфере средств массовой информации.
В Библии
написано, что Бог сотворил человека по Своему образу и по Своему подобию. А еще
там есть такие слова: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный
нисходит свыше, от Отца светов" (Иак. 1:17). Творчество, способность
генерировать хорошие и даже гениальные идеи и реализовывать их — от Бога. Все
это — признак образа и подобия Бога в человеке. Мы должны быть постоянно
озадачены вопросами — что я создал или организовал новое в течение последнего
года, в чем выражается прогресс того потенциала, который Бог вложил в меня.
Итак, мы
выяснили, что замечательные новаторские идеи приходят или от Бога как
откровение, или вследствие мыслительного эксперимента. Последнее, впрочем,
также является производным от Божьего образа в нас. Обучение, наблюдение и
способность анализировать — эти три составляющие будут нам в помощь.
И теперь
ключевая мысль: завтра будет реализовано множество новых знаковых и
революционных творческих проектов, о которых послезавтра будут говорить как о
прорыве и новаторстве. В каком из них будешь участвовать ты?! А еще лучше:
автором и двигателем какого проекта станешь именно ты?! Впрочем, есть
альтернатива — остаться на обочине самых интересных исторических процессов… |