Об авторских правах.
Плачевна ситуация, когда
христианские исполнители называют братьев ворами за то, что те
безвозмездно пользуются плодами их трудов, ища при этом защиты в
юридических институтах мира. Я абсолютно убежден, что термин
«интеллектуальная собственность» не должен применяться к духовной
сфере, потому что естественно возникает вопрос, чья именно это
собственность. Если источник музыкального или другого материала Бог,
как тогда получается, что доступ к нему возможен только для тех, кто
способен за него заплатить? Как-то нехорошо звучит, не правда ли? У
меня двое детей, жена студентка. Каждый месяц из того богатого
духовного материала, который представлен у распространителей, я могу
позволить себе купить только одну кассету и одну книгу, все остальные
Божьи откровения для меня недоступны по причине моей
неплатежеспособности. И меня шокирует, когда братья называют меня вором
за то, что я скачал книгу из Интернета или переписал кассету. Мне
тяжело представить, чтоб такое могло происходить в атмосфере, царившей
в первой церкви: Деян.4:32-35 У множества же уверовавших было одно
сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим,
но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо
все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену
проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто
имел нужду. Никто ничего не называл своим, все было общее.
Какая большая должно быть была толпа «халявщиков». Я ничего не имею
против музыкантов и авторов иных материалов, которые живут за счет их
продажи. Я против всякого рода «копирайтов», и надписей на кассетах.
Заповедью «не воруй» на самом деле пытаются прикрывать свое неверие в
Божье обеспечение. Воспользуешься бесплатно таким «откровением» и
все—Царства Божьего не наследуешь. Может быть таким авторам ради любви
к народу Божьему было бы лучше не искушать его своей продукцией. Честно
говоря, я бы молча слушал доводы защитников прав «духовной
собственности», если бы не было других примеров, когда на своих
кассетах и книгах служители пишут: «Не позвольте дьяволу остановить вас
от распространения этой кассеты» или «Я приветствую любое
некоммерческое использование данной книги или её частей. Копирование,
перепечатывание и модификация содержащихся в ней материалов не требует
дополнительного разрешения». По поводу фразы «трудящийся
достоин пропитания». В трёх местах Писания в связи с этим выражением
нет ни намека на какое-либо требование оплаты духовных услуг. Напротив,
в Мф.10 на два стиха выше написано «даром получили, даром давайте». В
Лк.10 тоже самое. Речь идет о том, что апостолы могли пользоваться тем,
что им предлагали, а не требовать этого. Апостолы должны были
отказаться от собственных ресурсов и целиком положиться на Божье
обеспечение. Как наивно и легкомысленно это должно выглядеть в глазах
тех, кто руководствуется в реализации своих планов суммой возможной
прибыли. Не нужно называть служением то, что регулируется и существует
благодаря законам шоу-бизнеса. В Америке, к примеру, дело до абсурда
доходит. Существует целая христианская индустрия, занимающаяся
регистрацией всех новых мелодий и песен. Исполнение их без
соответствующей оплаты и разрешения чревато последствиями. Однажды
норвежские миссионеры дали нам послушать кассету с поклонением.
Замечательная музыка. На нее так прекрасно легла одна театральная
сценка. Когда все уже было готово и отрепетировано оказалось, что для
использования этой музыки нужно специальное разрешение авторов. Неужели
по Божьей воле ставятся такие преграды? Чем мотивирована такай защита?
Любовью к народу Божьему, для которого, как авторы говорят, и
предназначены их материалы, или желанием материального благополучия и
гордостью («все должны знать, что это именно я
написал/сочинил/исполнил»). —Я столько денег затратил на этот проект, именно поэтому я защищаю свои права на получение от него максимальной прибыли.
Тогда служителям нужно составить прейскурант предоставляемых услуг, а
прихожанам требовать от них заботы и помощи адекватной их десятинам и
пожертвованиям. Если жизнь по вере означает постоянный поиск того, как
получить от своего служения максимальную прибыль, то я по такой вере
жить не собираюсь. Эта вера постоянно находится в поиске путей, какими
Божьи благословения придут в мою жизнь. Разве этим духом пронизано все
Писание? 1Тим.5:17,18 Достойно начальствующим пресвитерам
должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове
и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и:
трудящийся достоин награды своей. 1Кор.9:11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
Это написано для церкви. Как она должна относиться к тем, кто ей
служит. Речь идет о добровольной жертве, но никак не о плате за
духовные услуги. А вот что написано для носителей даров, в том числе и
музыкальных: Матф.6:25,26 Посему говорю вам: не заботьтесь для
души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что
одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц
небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш
Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Ох уж эти
права. От многих христиан сегодня только и слышно: «Имею право! Имею
право!» Наш век называют веком гуманизма (homo—человек). И именно этим
веком стало сильно попахивать в Церкви. Мы и Библию теперь изучаем с
целью найти, какие же еще нам права полагаются. Мы теперь законы хорошо
знаем—можем обидчика и по судам затаскать. Знай наших! У христиан тоже
есть права, достоинство и зубы! И как-то уже стало забываться, что
христианство—это путь самоотречения (полный отказ от собственных прав).
Вот теперь наши права: ударили по щеке—подставь другую забрали одежду—отдай и белье принуждают к несправедливой работе—сделай в два раза больше оскорбили, оболгали—благослови от всего сердца унизили, обманули, предали, обокрали—не мсти Хочешь знать как нам относиться к себе? 1Кор.4:1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей (хупоретос) Христовых и домостроителей таин Божиих. Хупоретос—низшая каста рабов в Римской империи (прикованные цепями гребцы на галерах). Вот тебе и права. Лук.14:11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Вот тебе и достоинство. Деян.4:32 и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Вот тебе частная собственность и авторские права.
По большому счету любовь характеризуется нашей способностью
отказываться от собственных прав ради блага ближнего. Все наши
проблемы, в том числе и с авторскими правами, связаны с тем, что мы
ищем библейские основания друг для друга: «Смотри, как ты должен ко мне
относиться». Вместо того, чтобы искать поводы, чтобы нам послужили, мы
должны искать возможности служить самим. Вот тогда музыканты будут
думать не о прибыли, а о том как сделать свои записи максимально
доступными, а церковь будет думать о том, как поддержать музыкантов.
Откажись от своих прав, и тогда их у тебя никто не сможет забрать. Вот
истинная свобода во Христе.
Источник: http://www.music4jesus.ru/articles/copyrights
|