Вряд ли найдётся среди ударников любого направления хоть один, который
не слышал о фирме Paiste. Но лишь немногие знают, что деятельность
фирмы началась в cлавном городе Питере. Итак, начнём с начала Немного истории: Россия, Санкт-Петербург (1901-1916)
Михаил Тоомас Пайст (Michail Toomas Paiste), композитор и исполнитель,
чей отец приехал из Эстонии служить в Царской Гвардии, основал свой
издательский бизнес и музыкальный магазин в Санкт-Петербурге. Эта
деятельность, которая включала в себя скромное производство
инструментов и ремонт оборудования, процветала много лет, пока не
случилась Октябрьская Революция.
Эстония (1917-1939)
Михаил Томас (Michail Toomas Paiste) возвратился в его родную страну и
вновь открыл свой бизнес в Таллинне. Здесь он начал разрабатывать и
производить тарелки для концертных и маршевых оркестров. Вместе с ним
начинает работать его сын, Михаил М.Пайст (Michail M.Paiste), который
быстро становится ведущим, а вскоре – и вовсе перенимает бизнес. Поиск
решений быстро выявляет потребности «Современной музыки» и начинающей
развиваться ударной установки. Преемник начинает развивать его
собственную специальную концепцию для турецких тарелок, который он на
начальном этапе предпочитает китайским. В то же время он разрабатывает
свои первые гонги В результате – инструменты получают известность и
международное признание в виде экспорта в Европу, США и другие страны.
Польша (1940-1944)В
связи со Второй Мировой войной Михаил М.Пайст (Michail M.Paiste)
переезжает из Эстонии в Польшу, где снова возобновляет семейный бизнес.
Во время войны компания борется с нехваткой материалов и трудностями в
общении с иностранными клиентами, но умудряется выжить.
Германия (1945 — )
С окончания войны Михаил М.Пайст (Michail M Paiste) и его семья
покидает Польшу как беженцы и обосновываются на севере Германии, где –
уже в третий раз – заново начинает производство тарелок и гонгов.
Высочайшая репутация инструментов помогла восстановлению бизнеса и
гарантировала твёрдый экспорт на всём протяжении пятидесятых.
Швейцария (1957 — )
Михаил М. Пайст (Michail M.Paiste) основывает производство в Швейцарии,
принимая в бизнес третье поколение, сыновей Роберта (Robert) и Томаса
(Toomas), которые становятся базой компании для будущего развития. Они
начали новый этап развития компании, сделав Paiste Switzerland центром
активности их международного бизнеса.
США (1981 — ) Крупнейшим в мире продавцом музыкальных инструментов сделало компанию Paiste основание Paiste America в США.
Эстония (1995 — ) В 1995 году Paiste возвращается домой, в Эстонию, где после более, чем 50-летнего перерыва возобновляет свой бизнес.
Тарелки: 1932
год: выпуск серии Stambul. До 1967 года тарелки этой серии делали из
никелированной бронзы (CuNi12, 88% меди и 12% никеля), обладающей
серебристым, немного золотисным цветом. Делали тарелки не по
традиционной турецкой технологии. Мастера прокатывали раскаленную
колокольную бронзу (CuSn20, 80% меди и 20% олова) и после охлаждали
особым способом, придавая прочность. Так как медь не растворяет больше
8% олова, результат крисстализации имеет неоднородную структуру. В 1932
году металлургическая индустрия выпускала высококачественные листы
CuNi12 в большом количестве. Они менее прочные, чем колокольная бронза,
но более плотные и пластичные (эластичные). Прочность или жесткость,
понятия противоположные пластичности. (Пластичность — способность
металла, не разрушаясь, изменять форму под нагрузкой и сохранять ее
после прекращения действия. — прим. переводчика). Уникальное звучание
каждой тарелки достигается благодаря машинно-ручной ковке: мастер
медленно поворачивает лист под гидравлическим молотом, управляемым
педалью. Рисунок от ковки на тарелках Paiste напоминает медовые соты, в
то время как у турецких тарелок — темные пятна на рифленой поверхности.
Термин
«точение» обозначает процедуру обработки тарелки на токарном станке,
где происходит вырезка окислившейся и грязной части поверхности.
Тарелка звучит лучше, если ее толщина уменьшается к краям. Эффекта
проще всего достичь при точении, когда тарелка приняла правильную
круглую форму. В те времена в мастерской Paiste токарную обработку
проводили неглубокую, и тарелки этой серии не имели тонких краев.
Автор
статьи никогда не встречал Stambul с клеймом «Made in Estonia» или
«Paiste, Estland». Бытует мнение, что первые партии Stambul вообще не
имели надписи Paiste.
Все металлы и сплавы имеют
поликристаллическое строение, то есть состоят из отдельных, прочно
сросшихся друг с другом зерен, между которыми располагаются в виде
тонких прослоек неметаллические вкрапления различных оксидов, карбидов
и других соединений. Размеры зерна составляют 0,01-0,2 мм, и оно тоже
имеет кристаллическое строение. Что же происходит в металле во время
ударов молота? При ковке деформация происходит вследствие скольжения
зерен относительно друг друга, потому что прочность зерен больше, чем
связь между ними. В результате ковки зерна металла вытягиваются в
направлении течения металла, и это ведет к образованию мелкозернистой
структуры. Вместе с ними вытягиваются и неметаллические вкрапления,
которые придают металлу волокнистое строение.
Бронза — это любой
сплав, содержащий более 50% меди. Медь широко распространена, но
недостаточно прочная. Помимо прочности, другие свойства металлов —
ковкость, твердость, пластичность, прокаливаемость, износостойкость,
электропроводность, намагничиваемость и плавление. Сплавы латуни и
бронзы по сравнению с медью более дешевы, имеют лучшие литейные
свойства, большую прочность и хорошо обрабатываются резанием.
Около
1000 года до н.э. древние финикийцы привозили олово в Малую Азию из
Корнуоллских рудников и медь из Кипра, секрет их местонахождения
хранился в строгой тайне, поскольку торговля цветными металлами
приносила огромные прибыли. Позже контроль над рынкамми металлических
руд перешел к Римской империи. Именно оловянные залежи Британского
Корнуолла и были той главной причиной, по которой Рим упорно добивался
контроля над далеким островом.
Методы холодной ковки железа были
освоены горцами Малой Азии еще в XIV веке до н. э., однако это открытие
долгое время никак не сказывалось на жизни древневосточных обществ.
Лишь в середине VIII века до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар III
создал тактику применения железа в военных целях. За открытием
последовала волна ассирийских завоеваний и создание великой Ассирийской
державы, а позже на мечах и в доспехах возникают Ассиро-Вавилонская,
Персидская, Римская и целый ряд других империй и рабовладельческих
формирований.
Никель с таким же успехом используется в медных
сплавах, как и железо. Незадолго до индустриальной революции
большинство месторождений, богатых никелем, истощились, и велись поиски
методов по увеличению извлечения металла из руд. И примерно в 1850
году, была изобретена технология выщелачивания горячей cерной киcлотой. Paiste
использовали листы разной толщины, разнообразные рисунки ковки и формы
колоколов. Благодаря чему удовлетворялся любой взыскательный вкус. В
1957-м году выпущена серия 602 Formula: тарелки из колокольной бронзы,
тонкие по краям и почти в два раза дороже тарелок серии Stambul.
Примерно
в 1960-м году запущено производство тарелок бюджетных серий без надписи
Paiste. Super в основном продавались в Европе, а Stanople в Америке.
В
это же время английская компания Premier производит тарелки под
названиями Zyn, Krut и Beverly, схожим с Paiste способом. С указанием
«Made in England» для серии Super Zyn из колокольной бронзы, хотя
производились они в Италии на фабрике UFIP (UNIОNe Fabbricanti Italiani
Piatti). Появляются новые брэнды: итальянский Zanki (или Zanchi),
японский Zim-Gar и другие.
В 1963 году Paiste перешли с
никелированной бронзы на красноватый сплав CuSn8 (92% меди и 8% олова),
сегодня известный как «2002 bronze». В наше время если Paiste и
применяет никелированную бронзу, то редко и в основном в бюджетных
сериях. Исключение — концертные гонги.
1965 год: выпуск серии
Stambul 65. CuSn8 чуть тише CuNi12, поэтому листы толще. В 1966-м году
выпуск серии Stambul 66, где используются тонкие листы из-за большей
пластичности сплава в сравнении с CuNi12.
1967 год: выпуск тарелок хай-хэт 602 Sound Edge.
Серию
Giant Beat стоило назвать Stambul 67. Эти тарелки широко
рекламировались и носили такое же клеймо-чеканку как у серии 602
Formula. Джо Морелло (Joe Morello), барабанщик Дэйва Брубека (Dave
Brubeck Quartet), был первым эндорсером серии 602 Formula. Он также
играл на хай-хэте серии Sound Edge, нижняя тарелка которого насчитывала
60 или больше линий (гребней от бороздок). Количество гребней с годами
уменьшалось, и сегодняшний стандарт 38. Zildjian называют это
«Mastersound», Sabian — «Wave Edge», а у Meinl еще и края тарелки крэш
имеют зигзагообразные линии.
Автор статьи считает, что
появившийся в это время Flat Ride без чашки, — изобретение Paiste.
Производство серий Stambul продолжалось до 1975 года.
Каталог Ludwig за 1971 год содержал 20 « тарелки:
Formula 602 79.00$ Ludwig Standard 45.00$ Ludwig Stanople 35.75$
В
1971 году Paiste выпускают серию 2002. Эти тарелки следовало особенно
аккуратно обрабатывать на токарном станке, заостряя края. Hо нередко
случалось, что центр массы тарелки не совпадал с геометрическим
центром, от чего нарушался баланс в подвешенном состоянии и,
следовательно, звучание.
Культовый барабанщик Led Zeppelin —
Джон Бонэм (John Bonham), играл на тарелках серии Paiste 2002, хай-хэт
Paiste 2002 Sound Edge.
Набор Seven Sound Setи последовавшая за
ним серия Sound Creation, происходят от серии 602 Formula из
колокольной бронзы и представляют необычные размеры, формы и ковку.
Набор с красным штампом Seven Sound Set 1 и гравировкой 602 Formula включал в себя:
8» Bell 11 « Splash 17» Bright Ride 18 « Flat Ride 18» Ride Crash 18 « China Type 20» Deep Ride
Еще в 50-тые Zildjian выпустили много экзотических тарелок, теперь настала очередь Paiste, и им есть чем гордиться.
В
1975-м на смену Ludwig у Paiste новый американский дистрибьютор — Roger
Drums. Запасы тарелок с чеканкой «Stambul» теперь со штампом 505.
Тарелки с таким штампом производились еще в течение одиннадцати лет.
Появляется серия 404, как и 2002, и 505 из красноватой бронзы. Giant
Beat больше не производится.
Примерно в это время в восточной
Германии производят тарелки из никелированной бронзы под брэндом
«Trowa». Появляются и другие тарелочные брэнды с применением этого
сплава: Meteor, Meinl, Mark Romen xy (xy- указывает на год выпуска,
автор статьи встречал 70, 71, 73 и 74), Silver Line 70ties.
Роланд
Майнл (Roland Meinl) производил тарелки разными способами: некоторые
полностью ручная ковка, большая часть прессованы в форме, есть и такие,
что вообще не подвергались ковке, точение как машинное, так и ручное.
Мистер Майнл из западной Германии сотрудничал с японцами из Tama и
первым стал использовать машинную ковку при производстве серий Meteor
(CuZk38) и Laser (CuSn8). Итальянский брэнд Tosco выходит на рынок с
тарелками из колокольной бронзы.
В конце семидесятых Paiste
выпускает серии из латуни с бирюзовым штампом 101. Процесс их
изготавления мало отличался от процесса изготовления сегодняшних серий
302, 402 и 502: прокат заготовки под большим давлением, придание
изогнутой формы тарелки и колокола, точение (машинное или ручное), а
потом уже ковка.
Нововведения: все серии помечали чернильными
лэйблами разных цветов, а большинство тарелок из CuSn8 изготавливались
из более толстых листов. К примеру, тарелка райд 22 « серии 2002,
датируемая 1976-м годом, на целый фунт (11 унций) легче аналогичной
1992-го года выпуска.
В 1980/81-м году Paiste открывает
подразделение компании в США. К этому времени относится начало выпуска
необточенных тарелок серии Rude с применением сплава „2002 Bronze“
(CuSn8), предназначенных для исполнения тяжелой музыки. Первое название
серии — 3000 Rude, заменили на 2002 Rude. И уже только в 1999-м
вернулись к классическому названию серии. Так как тарелки не
обтачиваются, то имеют однородную толщину и их диапозон звучания лежит
в области средних частот. Звук сырой, живой, яркий, энергичный, с
тяжелыми средними гармониками и мощными, пульсирующими особенностями от
громкого до очень громкого.
В 1981-м году Роберт Зилджян (Robert
Zildjian) из именитой семьи Зилджян, основывает Sabian на тарелочной
фабрике в Канаде, где до этого производилось до 40% всей продукции
Zildjian.
1984-й год — начало использования цветного покрытия тарелок.
В
1986-м Paiste упраздняет серии 404, 505 и 2002, на смену которым
появляются серии: 1000, 2000, 3000. Плюс латунные серии 100 и 200,
серия 400 из CuSn8, 500 и 900, предназначенные для маршевых оркестров.
Некоторые
тарелки серий 400, 500, 900 и 2000 имели покрытия разных цветов. Также
были доступны тарелки серий 1000 и 3000 в стиле серии Rude. Черные 3000
Rude назывались Visions, как в случае с сетом Терри Боззио (Terry
Bozzio). Часть тарелок так полировались до блеска, что не было видно
канавок от обработки на токарном станкке. Такое покрытие называлось
Sound Reflections.
В конце 80-х все приходит на круги своя —
канули в вечность серии 100, 200, 400, 500, 900, 1000, 2000 и 3000, а
серия 2002 снова в производстве. Теплый, музыкальный, точный и мощный
звук тарелок этой серии, снова возвращает нас к классической модели
начала 1970-ых.
Paiste представляют новый сплав — Sound Formula (CuSn15), в последствии названный „ Signature Bronze“.
В
1989 году была запущена в производство новая серия Signature, известная
еще как Paiste line, из этого сплава. Это первые тарелки изготовленные
из патентованного сплава, с музыкальным, прозрачным, выразительным
звуком и широким диапазоном от чувствительного и тонкого, до яркого и
мощного.
В 1991-м выпуск полупрофессиональной серии Alpha из
сплава „2002 Bronze“, над усовершенствованием которой работали вплоть
до 1997 года. Появляется серия Brass Tones. Еще одна серия из ковкой
бронзы — 802.
Эстония (1995 — ): Paiste возвращается домой, в Эстонию, где после более чем 50-летнего перерыва возобновляет свой бизнес.
В
1996-м Paiste переносят производство серии Sound Formula в Швейцарию.
Логотип на тарелках этой серии, схож с логотипом серии Sound Creation,
а рисунок обточки и лакировка как на тарелках серии Signature. Но уже к
1998-му году тарелки серий Sound Formula и 602 нигде нельзя заказать.
На
смену Sound Formula, приходит серия Traditionals из сплава „Signature
Bronze“. Серия выпускается с 1996 года и предназначена для
восстановления аутентичного звучания периода 30–60-х годов прошлого
века. Идеально подходят для концертной и студийной работы при
исполнении как классического, так и современного джаза, блюза. Звук у
тарелок темный, теплый, со специальным акцентом на контроле и чувстве
палочки. Особенность некоторых моделей: особенно мягкий, шумный или
даже „грязный“ звук.
Волнистый (ребристый) рисунок обточки,
ковка молоточками различной формы, защита от окисления поверхности и
ковка чаши уже обточенной тарелки, — встречайте, новинка 1999-го года
серия Dimensions! Еще одна серия из сплава „2002 Bronze“, при
производстве которой используются методы разработанные для серий
„Signature“ и „Traditionals“. Чрезвычайно широкий диапазон звука от
сухого и темного, до мягкого, полного и теплого к живому, яркому и
мощному. Объединяет современный характер звучания с традиционным.
Тарелки
серии Innovations, выпускающейся с 2001 года, выполнены с
использованием как ручных, так и машинных технологий из сплава „2002
Bronze“(CuSn8). Эта профессиональная серия, благодаря уникальной
обточке, подходит для широкого диапазона музыкальных стилей. Яркий
звук, энергичная атака, и темный сустейн. Полные, искрящиеся обертона,
в паре со среднечастотными и темными тонами. Обладает
многофункциональными звуковыми характеристиками и универсальной
динамикой.
2001-й год — разработка Sonic Texture Formula. Это
патентованная технология ручной обработки поверхности, которая
производит богатый, полный, насыщеный различными гармониками звук.
Paiste
всегда были на лидирующих позициях в сегменте рынка ученических
наборов. При производстве серии 502, как и при производстве серии 802,
используется сплав „2002 Bronze“ (CuSn8). Производство этих серий
полностью автоматизированное, с имитацией ручного труда. Оптимальное
решение для покупки по отношению цена/качество. Серия 402 — возвращение
в производство никелированной бронзы (NS12 Nickel Silver Alloy), сплав
меди и никеля. Серия 302 — латунь (MS63 Brass), около 38% цинка в меди,
сплав легко поддающийся обработке. Логотип старых моделей серий 302 и
502 отличается от сегодняшних. С 2003-го года серии 302, 402 и 502
пишутся с плюсом, а серия 402 больше не выпускается.
Разработка 2004 года — серия Dark Energy из сплава „Signature Bronze“.