Вместо предисловия
Sex, drugs, rock-n-roll. Триединство, по традиции считающееся
неделимым. Говорим "Ленин" - подразумеваем "партия", говорим
"рок-н-ролл" - подразумеваем тотальный перетрах и вены, лопающиеся от
всякоразной "дури". Как результат - смерть либо от СПИДа, либо от
спирта, либо от героина. Для рок-музыкантов такой исход - как знак
качества, и даже акции типа "Рок против того-сего" не в силах
подрумянить их бледный имидж в глазах обывателя.
С точки зрения последнего, и тот, кто играет рок, и тот, кто его
слушает, относятся к одной группе риска, подверженной всевозможным
порокам, к перечню которых в последние годы добавилась еще и пропаганда
сатанизма, воинствующего язычества и прочих оккультно-мистических
заморочек. Благодаря стараниям отмороженных скандинавов и их
последователей в сознании "среднего" гражданина, благополучного отца
семейства, формируется сейчас новое триединство: extreme music, Satan,
ritual murder. Что означает примерно следующее: всякий, кто исполняет
либо слушает экстремальную музыку, является сатанистом, только и ждущим
того, чтобы принести в жертву любимую кошку своего соседа-христианина.
Это суждение сделалось общепринятым и на постсоветском пространстве,
чему в немалой степени способствовало поведение самих
фэнов-"экстремистов". О том, что на Западе в этот самый кувшин наливают
и совсем другое вино, у нас, кажется, вообще не имеют представления. В
итоге складывается следующая ситуация: каждый, кому нравится жесткая,
тяжелая, энергичная музыка, вынужден, за неимением альтернативы,
воспринимать сопутствующую ей атрибутику, а затем - и идеологию,
зачастую откровенно нездоровую и, как сейчас любят говорить,
"деструктивную". Выбирать попросту не из чего. Либо Burzum, либо … еще
раз Burzum.
Клин вышибают клином или Где собака зарыта
Сейчас сложно сказать, с чего именно все начиналось. Одно можно
утверждать наверняка: сама идея использовать "богопротивную" музыку для
воспевания Господа Всемогущего и продвижения его Послания в волосатые,
обкуренные и обколотые массы принадлежала людям неординарным. Они
определенно не были ортодоксами, эти основатели жанра, в самом названии
которого уже содержалось противоречие. Христианский рок-н-ролл. Позднее
- христианский хард и хэви-метал рок. В наши дни - экстремальная
христианская музыка, представленная во всем разнообразии существующих
стилей: power, thrash, death, doom, goth, grind, industrial, punk,
hardcore, black… Направление, вызывающее массу споров и спекуляций как
со стороны "светских" экстремалов, так и ярых противников рока,
окопавшихся в лагере "правильных" христиан. "Невозможно славить Господа
с помощью этого вашего "Ар-р-р-гх-х!" Вся ваша "музыка" основана на
смерти и разрушении!" - вот самый бронебойный аргумент, который чаще
всего приходится выслушивать ребятам из христианских экстрим-бригад от
своих братьев по вере. "Наша музыка не имеет ничего общего со лживыми
иудейскими происками! Не лапайте ее своими чистыми белыми ручками!" - с
пеной на губах орут им в другое ухо "упертые" блэк- и дэт-хеды.
Заблуждаются, однако же, и те, и другие. "Зри в корень!" - поучал
небезызвестный Козьма Прутков. Скажем несколько иначе: "Слушай музыку!"
В самом деле, ведь в отдельно взятых аккордах, быстром стуке
барабанщика или гроулинг-вокале нет ничего "злого" или "дъявольского".
Блюз, рок-н-ролл, хэви-метал во всех его современных разновидностях -
все основано на звуках, которые сами по себе "идеологически нейтральны"
и самодостаточны. Представьте, например, что B.B.King написал песню не
о том, как его кинула подружка, а о политике… это был бы блюз или нет,
как по-вашему? Конечно же, блюз, поскольку первостепенное значение
имеет музыка, которую исполняет музыкант, а не то, о чем он поет. Слов
может не быть вообще.
Так что же делает экстремальную музыку христианской, равно как и прочей
другой? Во-первых, текст, то есть содержание, выраженное в словах.
Во-вторых, идеология, то есть modus vivendi, соответствующий тому или
иному музыкальному направлению. Death или grind, исполняемый верующими
в Спасителя, ничуть не "мягче" и не "легче" сыгранного атеистами,
язычниками или сатанистами. Он такой же жесткий, брутальный и
агрессивный. Просто у него другое п о с л а н и е, и он предлагает
слушателю совершенно другой modus (кодекс поведения, культурные
ориентиры - как угодно).
Фишка с посланием напрямую связана с миссионерскими делами. Послание -
это Слово Божие, а миссионер - человек, несущий его тем, кто еще не
изведал благодати. Курьер Господа, доставляющий спасение нуждающимся.
Церковная музыка издавна помогала в этом - она служила средством
психологического воздействия и настраивала слушателя на размышления о
горнем. Однако в век рок-н-ролла хоровые песнопения и музицирование на
органе потеряли ту привлекательность, которой они обладали
триста-четыреста лет назад. Язык музыки подвергся кардинальным
изменениям, стал грубее и проще. Осознав это, пионеры христианского
рока, не мудрствуя лукаво, взяли гитары наперевес и двинулись в бары и
клубы, чтобы петь там "Осанну" на современный манер.
Стоявшие у истоков, или В начале были…
Итак, не подлежит никакому сомнению то, что христианский рок - явление
на сто процентов текстовое, а не музыкальное. Верующие не стали
изобретать велосипед - они просто заменили колеса и повернули руль в
другую сторону. А посему в своем развитии крайст-метал (от англ. Christ
- Христос) прошел те же самые этапы, что и "мирское" железо.
Первая половина 70-х. Гленн и Уэнди Кайзер, опухнув от драгсов и виски,
поворачиваются лицом к Господу и открывают изрядно запылившуюся Библию.
Им не было еще и двадцати, но детки уже успели испытать на себе
разрушительное влияние рок-н-ролльной культуры; поняв, что в конце
этого туннеля нет света, они решили открыть глаза своим сверстникам и
обратились к таким же "страждущим", как они сами, на языке Евангелия и…
рока. Кайзеры быстро нашли сподвижников и сформировали команду под
названием "Resurrection", или просто REZ. Самое первое демо, записанное
REZ, датируется 1974-м годом и называется "Music To Raise The Dead"
(Музыка, поднимающая мертвых). Они начинали с так называемого
хард-блюз-рока, но на протяжении 23 (!) лет своего существования успели
отдать дань и хэви, и глэм-року, и соулу, элементы которого всегда
можно было идентифицировать в их музыке.
Текстовая эволюция REZ типична для большинства христианских рок-групп.
Они начинали с песен-проповедей, в которых было не так много собственно
поэзии, а гораздо больше назидательности и цитат из Писания. В
дальнейшем в центре внимания Гленна Кайзера, который в основном и
занимался сочинительством, оказались не столько спиритуальные, сколько
социальные проблемы - расизм, нищета, инвалиды, аборты, голод и т.п.
Однако путь их решения, пропагандируемый группой, был один: через
приобщение к истине Господа, который есть Любовь. Постепенно тексты
Гленна становились все больше и больше похожи на собственно стихи -
страстная, эмоционально насыщенная лирика, удачно сочетавшаяся с такой
же, "на нерве" сыгранной музыкой. Через шесть лет после старта REZ
заявили о себе первым альбомом "Hear the Light" (Услышь Свет) еще одни
христианские рокеры - группа "Barnabas" (Варнава - был такой библейский
персонаж). Сегодня в США и REZ, и "Barnabas" признаны коллективами, не
только во многом повлиявшими на дальнейшее развитие крайст-рока, но и
внесшими довольно весомый вклад в рок-музыку как таковую: например,
американцы считают "Approaching Light Speed" (Приближаясь к скорости
света) и "Feel the Fire" (Ощути огонь), записанные "Barnabas" в 83-м и
84-м годах, одними из лучших рок-альбомов всех времен и народов, а
вокалистку Нэнси Джо Манн - одной из самых выдающихся рок-певиц.
"Barnabas", однако, с самого начала угодили под плотный огонь критики,
с которой на них обрушились их же единоверцы. Музыкантов называли
"оборотнями", "не-христианами" и даже "одержимыми дьяволом". Группа
боролась до 1986-го; записав в этом году свой последний альбом "Little
Foxes", представляющий собой хэви-метал с экскурсами в прогрессив-рок,
члены группы расстались. Сие прискорбное событие привело к распаду
супружеской пары: вокалистки Нэнси Джо Манн и басиста Гэри Манна. Но
никто не забыт, и ничто не забыто. В 1999 два первых альбома "Barnabas"
были переизданы на одном компакте, а летом 2001 года вышло переиздание
их программного творения "Approaching Light Speed", что свидетельствует
о неугасающей популярности христианской рок-классики.
Свидетели Армагеддона, или Крайст-метал наших дней
"Путевку в жизнь" христианские экстрим-бригады получили от
австралийских бруталистов из "Mortification" (Умерщвление плоти). Начав
с элементарного трэша, соотечественники кенгуру и опоссумов решительно
сменили стиль на death metal, показав дорогу прочим. В этом и есть их
главная заслуга - по стопам этой ничем не примечательной, но плодовитой
команды ринулась масса талантливых ребят. Слово Господне зазвучало в
иных, травмирующих непривычное ухо ритмах. Сегодня на христианской
death metal сцене вдохновенно трудятся такие авторитетные команды, как
Lament (мелодичный death metal, разбавленный акустическими партиями и
приправленный текстами на испанском), Noiz (death старой флоридской
школы), Cryptomnesia (забористый death с готическими обертонами)…
В 1994-м году произошло другое знаменательное событие: столь дорогие
сердцу всякого метал-хэда парни из Nuclear Blast издали дебютный (он же
единственный) альбом норвежского блэк-проекта "Horde" под интригующим и
неоднозначным названием "Hellig Usvart", что в переводе с норвежского
значит "святой не-черный" (в противоположность традиционному
норвежскому "unholy black metal" - "нечестивый черный металл"). Для
крайст-экстремистов открылись врата в мрачный мир блэк-арта, до этого
считавшегося вотчиной исключительно сатанистов и язычников. Парни тут
же выстроились в очередь: Draco (black/death кроссовер), Antestor
(симфонический блэк-метал с элементами goth), Vaakevandring
(атмосферный блэк-арт из все той же Норвегии)…
Годом позже на сцену вырвались грайнд-монстры "Crimson Thorn",
буквально с первого своего альбома "Unearthed" завоевавшие статус
культовых исполнителей в жанре яростного и бескомромиссного grind/death
метал. За ними последовали "Training for Utopia" (гибрид grind и
industrial), Prophecy, Inc. (медленный низкочастотный grind/HC),
Frank"s Enemy и другие.
Не чужды христианским исполнителям и такие стили, как doom (Last
Chapter, Morphia, Ethereal Scourge), gothic (Wedding Party, Bethroth,
Eva O), industrial во всем его многообразии (Generation, Betrayal, A
Different Kind Of Cop, Chatterbox), а также хардкор (Mindrage, Focused,
No Innocent Victim). Выбирай! Помимо исполнителей, христианская
экстремальная субкультура (разумеется, речь - только о музыке) включает
в себя еще и кучу всяких разных студий, где они пишутся, лэйблов,
которые их издают, и дистрибьюторов, которые распространяют музыкальную
продукцию "экстремистов" по всему миру. В Паутине существует
огромнейшее количество соответствующих сайтов, чатов и веб-зинов,
посвященных самой разной тематике в этом русле: обсуждению феномена
крайст-рока, его истории и дальнейшей судьбе, обзорам альбомов,
интервью с группами, репортажам с рок-фестов и всякому прочему.
Дело Иисуса живет и побеждает?
Как бы вывод…
Крайст-метал - реальная альтернатива для верующего, которому нравится
тяжелый рок, но малосимпатичны блевотные или воспевающие Князя Тьмы
тексты. Другое дело, что наш музыкальный импорт состоит в основном из
произведений бойцов прямо противоположного лагеря. Можно было бы
задуматься над тем, почему на рынке экстремальной музыки христианское
направление практически не представлено - доступны разве что
"Mortification" да один-два альбома "Paramaecium". Попытайтесь ответить
хотя бы на такой вопрос: кому может быть выгодно продвижение в массы
именно "норвежского психоза"?
Источник: http://proboga.com/content/view/23/36/ |